Ризнич Иван Иванович, [20.01.1908, С.-Петербург - 27.11.1998, Ленинград], был одним из значительных современных художников-анималистов Ленинградского фарфорового завода. Будучи по призванию живописцем, он одновременно профессионально работает и в скульптуре. Народный художник РСФСР, участник всесоюзных выставок, работы находятся в музейных и частных коллекциях. Изобразительному искусству обучался в г. Павловске в Слуцкой художественной школе И.Г. Михайлова. В 1926 году ее окончил и поступил живописцем по фарфору на Ленинградский фарфоровый завод им Ломоносова, где проработал с перерывом до конца жизненного пути.
С приходом И.И. Ризнича на завод в советском фарфоре прочно закрепилась анималистическая тема, ставшая основной в творчестве художника. Он внес в живопись на фарфоре - изображение животных, мотив совершенно чуждый художникам в предыдущие эпохи развития русского фарфора. Необходимо заметить, что художник - одновременно является и страстным охотником. Это обстоятельство возможно и определило тематический круг его произведений. При всеобщем увлечении грандиозными преобразованиями в стране и покорением природы художник своими произведениями становится на ее защиту. Неустанное любование миром природы, тонко подмеченные характерные повадки животных, позволяли создавать ему произведения полные экспрессии.
Его ранние работы (1926-1928) были написаны в условной декоративной манере (ваза «Арктическая фауна», блюдо «Барс»), но позднее художник освобождается от стилизации, от узорных графических рисунков и переходит к реалистическому изображению животных, основанному на внимательном изучении натуры. Структура тела животного и экспрессия его движений передается художником с помощью лаконичных, живописных пятен, мастерски используются серые, серовато-коричневые, серебристые тона, передающие блеск шерсти и бархатистость звериных шкур (сервиз «Самоловы», ваза «Тюлений промысел», и др.). Один из наиболее ранних его сервизов называется «Самоловы в охотничьем хозяйстве» (1935). Сцены, изображающие зверей, поражают разнообразием поз животных, наблюдательностью и остротой передачи. Очень интересен сервиз «Весенний перелет» выполненный И.И. Ризничем в 1937 году. Чистота и прозрачность красок, раскрашенное с любовью птичье оперение основными линиями композиции эта роспись отчасти напоминает фарфор XVIII в. – елизаветинские тарелки, кувшины и цветники « с птицами». Но живописец XVIII в. лишь копировал на фарфор подкрашенные гравюры из Бюффонова атласа - протокольные, но безжизненные изображения птиц, а Ризнич работает на основе зарисовок натуры, сделанных в лесах и на болотах Ленинградской области. Он создает непосредственно на фарфоре документальный, но в то же время художественный атлас.
Выполненные Ризничем вазы также характеризуются чрезвычайно внимательным и любовным отношением к изображаемым предметам и свидетельствуют о понимании фактурных качеств материала, на котором они изображаются. К таким произведениям его относятся вазы: «Тюлений промысел» и другие.
Искание наибольшей экспрессии образа привело художника к трехмерному искусству - к скульптуре. Фигурки Ризнича: «Барсук», «Рябчик», «Сова», «Мишка», расписанные самим художником, - просты, выразительны и подлинно живописны. Живописная палитра Ризнича богата и всегда радостна. Художник стремится к реалистической передаче действительности; в его росписях цвет органически связан с предметом.
Добавлено (07.06.2008, 20:42)
---------------------------------------------
Однако художник не замыкает себя в узкий круг анималистики. Он создает произведения исторического и социального характера (вазы «Северный морской путь», «Ленин на охоте», «1905 год», «Сталинский маршрут», 1936-1938), а также разрабатывает изделия с цветочными мотивами для недорогого фарфора (сервизы «Лютик», «Плоды»). В 1937 году Иван Иванович принимает участие как живописец и скульптор в создании барельефов на фасаде Химкинского вокзала на канале «Москва-Волга». Барельефы: «Крейсер «Аврора», «Самолет над полюсом». «Ледокол «Красин» выполнены им в авторской росписи. Совместно со скульптором М.Н.Мох выполнен барельеф «Линкор «Марат»». Выполнены росписи барельефов: «Теплоход «Абхазия»» (скульптор Т.С.Кучкина), «Парусник « Товарищ» (скульптор К.С.Рыжов), «Мост» (скульптор Кейнер).
Творческая деятельность Ризнича прерывается в 1941 году. Иван Иванович призывается на Балтийский флот, где принимает участие в обороне Ленинграда,
После окончания Великой отечественной войны Ризнич возвращается на завод и принимает активное участие в возрождении родного предприятия, вместе со старейшим заводским мастером А. Ф. Большаковым и художниками В. Городецким и Л. Быстровым Иван Иванович занимается восстановлением техники подглазурной росписи.
1960-1969 г. - выход на пенсию.
В 1951 г. исполнял обязанности главного художника ЛФЗ.
В 1976 г. был приглашен на завод и проработал до 1998г.
К сожелению это все что известно об этом замечательном художнике и скульпторе анималисте