Четверг, 18.04.2024, 11:47
Профессиональный форум для коллекционеров -
фарфора , стекла и др.(Определение подделок!)
Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Возможно коллекционер | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Lars, NatVit  
Для коллекционеров настоящего Советского фарфора и стекла! » ПЕРСОНАЛИИ (Советский фарфор, керамика, фаянс ит.д.) » СКУЛЬПТОРЫ » Бессарабова Наталья Ивановна, [19.08.1865-07.1981]
Бессарабова Наталья Ивановна, [19.08.1865-07.1981]
AleksiДата: Суббота, 07.06.2008, 20:45 | Сообщение # 1
Любитель старины
Группа: Проверенные
Сообщений: 45
Статус: Offline
Бессарабова Наталья Ивановна, [19.08.1865-07.1981] русский (советский) художник-керамист. Училась в воронежском ВХУТЕМАСЕ (1919-1922). Ее учителями были скульпторы Н.А.Кондрашин и С.В.Сырейщиков, живописец А.А.Бучкури. Параллельно с учебой принимала участие в оформлении спектаклей Воронежского драматического театра. Весной 1922 года уезжает в Москву, где слушает лекции В.А.Фаворского. В это время на формирование ее творческого мировоззрения оказала выставка работ И.С. Ефимова. Художник-скульптор умел в своих анималистических композициях поймать то мгновение, которое являлось характерным для природного движения зверя, и остановить его в вечности карандашным наброском, движением кисти, резца. Но по семейным обстоятельствам вынуждена была вернуться в Воронеж. По возвращении Наталья Ивановна восстанавливается в ВХПТ, одновременно работая в местной газете «Воронежская коммуна». В 1924 году выполнила серию акварелей и животных местного цирка. В 1923-1927 годах работала над серией исторических картин, портретов и этюдов на темы «Революция 1905 года в Воронежской губернии» (65 работ в декабре 1925 года экспонировалось на одноименной выставке в Воронежском музее революции) и «Октябрь и Гражданская война в Воронежской губернии» (одноименная выставка состоялась там же в 1927 году).
В 1930 году Наталья Ивановна Бессарабова перебирается в Москву. Некоторое время она проработала в Подмосковье на ныне Люберецком заводе сельскохозяйственного машиностроения им. Ухтомского штатным художником. В 1934 году во время творческой поездки в Свердловск написала ряд портретов работниц Верхне-Исетского завода, артистов балетного театра им. А.В. Луначарского, работала с писателем Борисом Горбатовым (автором надписей) над дружескими шаржами на писателей Урала для свердловского Дома писателей. В 1935 году выполнила серию из 48 листов дружеских шаржей на артистов и режиссёров Малого театра (в настоящее время хранятся в
музее театра): А.Д. Дикого, Е.Н. Гоголеву, П.Я. Садовского, В.Н. Рыжову, А.А. Яблочкину,В.В. Массалитинову, Е.М. Шатрову, В.Н. Пашенную и других. В 1937-1941 годах Н.И.Бессарабова работала главным художником в хореографическом театре ЦПКиО им. Горького «Остров танца» (был создан в 1935 году балетмейстером А.В. Шатиным), участвовала в оформлении костюмов и постановок профсоюзного ансамбля песни и плясок под руководством композитора А.Г. Новикова, часто выступавшего в Колонном зале Дома союзов. В свободное время Наталья Ивановна постоянно занималась мелкой пластикой - лепила из пластилина и выполняла в гипсе скульптурные портреты, небольшие фигурки и даже многофигурные композиции артистов балета. В начале 1941 года Бессарабова вместе с другими работниками театра «Остров танца» выезжала в Казань, готовить декаду татарского искусства. В казанском театре оперы и балета Наталья Ивановна писала эскизы костюмов для оперы «Алтынчеч» и балета «Шурале», в драматическом театре – для спектакля «Ходжа Насреддин». Костюмы по эскизам Бессарабовой использовались в этих театрах до 1950 года. Начало войны прервало работу Бессарабовой в Казани.

Добавлено (07.06.2008, 20:45)
---------------------------------------------
Главный период в творчестве Бессарабовой начался в конце 1943 года, когда её пригласили работать художником в лабораторию керамики и камня НИИХП РОСПРОМСОВЕТА в Москве. В задачи организованного в марте 1932 года НИИХП входило восстановление угасших народных промыслов самого разного характера, воспитание кадров молодых специалистов-искусствоведов в области народного искусства, изучение составляющих компонентов художественных традиций народных промыслов, разработка методических материалов, организация выставок, пропаганда народного искусства в печати (реклама) и многое другое. Послевоенному поколению художников и искусствоведов начинать работу приходилось с нуля. Вся лаборатория керамики и камня состояла из пустой комнаты, в которой стояли ножной гончарный круг и «мертвый» горн. Почти одновременно с Натальей Ивановной в НИИХП в качестве консультанта был приглашен искусствовед, заведующий сектором керамики ГИМ Александр Борисович Салтыков (1900- 1959). Под его руководством Н.И. Бессарабовой пришлось решать задачу возрождения гжельской и скопинской керамики, создавая для них на основе изучения традиций этих промыслов образцы бытовых изделий и скульптуры из фарфора, майолики и терракоты
Вхождение в мир керамики для Н.И. Бессарабовой, профессионального театрального художника, оказалось достаточно трудным. В первое время не выручали даже неординарные деловые и чисто человеческие качества Натальи Ивановны - упорство, целеустремленность в достижении цели, профессионализм.
Первые пробные работы в керамике с полихромной росписью солями металлов, выполненные Бессарабовой в 1944 году в лаборатории НИИХП, продолжили любимую тему - «Танцы народов СССР», задуманную ею ещё в довоенную пору. Ею были выполнены три керамических изделия: скульптура «Русский танец», карандашница «Молдавский танец» и ваза (по условной нумерации — № 1) «Хоровод—русская пляска». Задача в данном случае решалась простая: почувствовать материал, отладить оборудование. Хотя эти работы были заведомо учебными, Бессарабова к ним отнеслась со всей серьезностью. Но найти приемлемое стилевое решение для всего цикла работ не удалось. Результат получился скорее отрицательным, как с технологической, так и с эстетической точек зрения, и никак не удовлетворил художницу.
Следующей работой в этом же году была выполненная в соавторстве с технологом НИИХП С.А. Разумовским ваза-диск (№ 2). При моделировании этой странной вазы авторы использовали основные принципы формообразования и украшения скульптурным декором традиционного гжельского (майоликового) кумгана, имеющего широкое дисковидное тулово, поставленное на ребро, и поднятое на круглой ножке. На плечиках вазы с оригинальными витыми ручками авторы поместили фигурки пляшущих девушки и матроса, поющей девушки, играющей на балалайке, и фигурку человека, играющего на дудочке. В росписи тулова использовали мотив традиционной растительной гирлянды. В композиции этой работы чувствовалось откровенное влияние знатока гжельской майолики XVIII века Салтыкова.

Добавлено (07.06.2008, 20:45)
---------------------------------------------
И эту работу Н.И. Бессарабова считала неудачной, но уже по более глубокой причине -раздражала явная эклектичность современной сосудообразующей идеи со старой архаичной формой изделия.
Видимо, поэтому ни одна из первых работ Бессарабовой этого периода, выполненных в единичных экземплярах, не сохранилась.
В начале 1950-х годов приоритетное значение в разработках Бессарабовой начинает занимать мелкая пластика преимущественно анималистического толка с росписью солями металлов. Одну из первых ее анималистических работ «Козленок с гусем» (1945) была признана неудачной. Не совсем обычная ситуация, переданная художницей, своего рода фиксация игрового момента, заставляющего прибегнуть к изображению животных в сложных позах. Однако эти позы не нашли подтверждения в движении пластических форм, что привело к раздробленности композиции и утрате ясности силуэта.
Анималистическая скульптура Бессарабовой не обладает тем особым индивидуальным характером пластики, который определился в ее посудных изделиях. Подглазурная роспись кобальтом не нашла места на фигурках, и пришлось обратиться к подглазурной росписи солями, нередко дополняемой золотом.
В анималистической скульптуре Бессарабовой нет постоянных пластических приемов. Каждое изображение выполняется по-новому, в соответствии с характером и повадками животных. Позы фигурок естественны, животные словно живут к привычной дли них среде. Иногда Бессарабова прорабатывает форму довольно детально. Например, в скульптуре «Синица» (1952). Здесь художница подробно моделирует голову, оперение крыльев, хвоста. На голове синицы маленький хохолок, что сближает ее с тем типом птиц, которых изображали гжельцы в XVIII веке в росписи квасников и кумганов.
Обобщенная пластика форм присуща скульптурам «Цыпленок», «Утенок» и «Лайка» (все 1951 г.). Все фигурки Бессарабовой имеют подножие, на котором в рельефе переданы элементы пейзажа, подчеркивающие пребывание животных в естественной среде.
Однако художнице не удалось избежать иллюстративности в некоторых образах животных («Белка, грызущая орех», «Заяц»). Тем не менее малая скульптура Бессарабовой стала заметным явлением в жизни промысла 50-х годов.


Собираю анималистику
 
Для коллекционеров настоящего Советского фарфора и стекла! » ПЕРСОНАЛИИ (Советский фарфор, керамика, фаянс ит.д.) » СКУЛЬПТОРЫ » Бессарабова Наталья Ивановна, [19.08.1865-07.1981]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Collection

Участник конкурса Золотой сайт Клуб Нумизмат | TOP 100 Каталог популярных сайтов Россия Топ 100 - Russian Top 100
Copyright ussr-farfor © 2024