Четверг, 25.04.2024, 07:29
ФАРФОР СССР
Интернет-музей советского фарфора
Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Возможно коллекционер | RSS
Частный интернет-музей
Форум Антикваров

⇒ВХОД НА ФОРУМ

Совместные проекты

МУЗЕЙ
"В ПЛЁСЕ"

"ИГРУШКИ НАШЕГО ДЕТСТВА"

Проект
"АНТИКВАРНОЕ ДЕЛО ФИЛАТОВЫХ"

Главная » 2009 » Январь » 24 » Фарфор, фаянс, майолика из собрания ГТГ
Фарфор, фаянс, майолика из собрания ГТГ
15:27
Фарфор, фаянс, майолика из собрания ГТГ

Советский фарфор Фарфор, фаянс, майолика из собрания ГТГ, Русский антиквариат
М. Холодная. Скульптор И.Г. Фрих-Хар. 1975. Терракота

Источник: ИА "Русский антиквариат"

Сменная экспозиция из фондов скульптуры ХХ в. продолжает долгосрочный выставочный проект «Третьяковская галерея открывает свои запасники». По сложившейся традиции здесь собраны редко выставляемые и незнакомые публике произведения выдающихся мастеров, в данном случае – выполненные в разных техниках керамики на протяжении 1930–1970-х гг. Даже небольшое число работ, включенных в экспозицию, позволяет оценить стилистическое и жанровое многообразие скульптурной коллекции музея. Выставка «Фарфор, фаянс, майолика из собрания ГТГ» открылась 24 декабря.

Нарядно-декоративная, в светлых тонах выставка показывает мощный потенциал древнего гончарного ремесла. С веками керамика (так называют все изделия из обожженной глины) обрела множество разновидностей: фарфор, фаянс, терракоту и майолику. Сегодня керамика – органичная и значимая ветвь искусства скульптуры.

В центр зала помещена композиция Бориса Воробьева «Лежащий белый медведь» (1958). Фарфоровые статуэтки того же автора, много лет работавшего на Ломоносовском фарфоровом заводе, отсылают к первоисточнику – мелкой пластике, которую с XVIII в. производило это знаменитое предприятие. Подражая Китаю и Западной Европе, Императорский фарфоровый завод помимо посуды изготавливал миниатюрные композиции с фигурами людей или животных, украшенные полихромной росписью и позолотой. Подхваченная подмосковными заводами Ф. Гарднера и А. Попова традиция сохранилась и в ХХ столетии.

В ХХ в. к керамике обращались крупнейшие скульпторы России, например Вера Мухина, чья статуэтка «Юрий Долгорукий» (1948). На ее примере ясны такие свойства фарфора, как светоносность и ослепительная белизна, которую с изысканным лаконизмом дополняет роспись золотом. Иные качества того же материала выявил Сергей Орлов – мастер скульптуры малых форм, вошедший в историю именно как автор памятника Юрию Долгорукому в Москве. Присущая фарфору пластичность позволяет добиться тончайших, будто кружевных, форм и сложных очертаний. Буйная поросль диковинных цветов, причудливая лепка фантастических персонажей характерны для композиций С.М. Орлова «Сказка» и «Иванушка на Коньке-Горбунке» (обе – 1944), созданных в период возросшего интереса к национальным традициям. В больших, но дробных работах с барочным обилием деталей и стремлением передать движение мелкая орнаментика обогащена яркой росписью.

Подобный динамизм и колористическая избыточность отличают произведения Зинаиды Баженовой, прежде всего в технике майолики, исполненные на Гжельском керамическом заводе («Русский танец», 1949). Подобно многим коллегам, З.В. Баженова успешно работала и в фарфоре, требующем самой «деликатной» манеры обращения, и в фаянсе – материале более пористом и менее пластичном.

Классиком фарфоровой пластики признан Алексей Сотников, с 1931 г. по 1980-е работавший на Дулевском заводе. Лирическое дарование мастера проявилось в композициях «Материнство (Переполох)» (1947), «Весна» (1976). Выставка ярко показала эволюцию стиля А.Г. Сотникова. Акцентируя обтекаемые объемы, выявляя тектонику композиции, А.Г. Сотников обыгрывал гладкую, блестящую поверхность фарфора, оттеняя его благородную белизну нежно-голубым, розовым и светло-коричневым тонами. Большая скульптура «Лев в цирке» (1962–1966) по условности образа близка резным деталям русского народного зодчества.

Выставка керамики середины ХХ века – эмоционально просчитанная остановка в лабиринте постоянной экспозиции, рядом с хроникой художественной жизни СССР 1920–1950-х годов. Внезапно с драматического накала «большого стиля» зритель переключается на теплое, камерное искусство. Здесь особенно заметен диапазон стилей таких скульпторов, как В.И. Мухина и И.Г. Фрих-Хар, чьи монументальные и станковые работы тоже представлены на Крымском Валу. Вместе с тем соседство с важнейшими тематическими разделами экспозиции «Искусство XX века» и выставкой театрально-декорационных эскизов более раннего периода, которому присуща дерзость эксперимента, позволяет увидеть сложность, противоречивость и разноплановость художественной жизни эпохи.

Выставка будет открыта до 1 июня.

Государственная Третьяковская галерея
Москва, Крымский Вал, д. 10
Тел.: +7 (495) 238 1378, 953 5223, 238 2054


В. Мухина. Юрий Долгорукий. 1948. Фарфор, роспись, позолота

Источник: ИА "Русский антиквариат"
Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 2765 | Добавил: USSR-FARFOR
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Друзья сайта
Статистика



Каталог популярных сайтов


Collection
Copyright MyCorp © 2024