Елена Янсон-Манизер родилась в 1890 году, в семье петергофского ремесленника. Окончив гимназию в 1911 г., поступила на частные архитектурные курсы Е. Ф. Багаевой в Санкт-Петербурге. С 1914 г училась на архитектурном факультете Политехнического института, и, не окончив его, в 1917 г. перешла на архитектурный факультет Академии-художеств в Петрограде. Совмещала учебу с работой чертежницы, принимала участие в археологических экспедициях (Бахчисарай, Керчь, Херсон). Работала помощницей театрального декоратора (с 1918) в Первом государственном театре марионеток, где начала лепить и вырезать из дерева фигурки кукол. В 1921 г., возобновив учебу, перешла на скульптурный факультет в мастерскую Матвея Манизера, а в 1926 г. стала его женой. Участвовала в конкурсе проектов памятника Ленину у Финляндского вокзала (1924), получила пятую премию. Окончила Академию Художеств в 1925 г., представив на защите дипломной работы четыре скульптурных произведения. Член АХРР (с 1925). Создавала портреты, монументально-декоративные рельефы, медали, станковые композиции. Автор статуэток «Старт в воду», «Баскетболистка», «Ядротолкатель» (1926), которые в 1930-х были увеличены, отлиты в бронзе и установлены в парках культуры и отдыха Москвы и Ленинграда. Автор скульптурной группы «Две физкультурницы» (1937). Участвовала в оформлении станции метро «Динамо», создала 24 сюжета круглых фарфоровых рельефов, посвященных разным видам физкультуры и спорта. Исполнила статуи и скульптурные портреты трехкратной чемпионки мира по конькобежному спорту М. Г. Исаковой и легкоатлетки А. В. Чудиной. Оформила станцию метро «Серпуховская» (1949), создав 16 барельефов на тему многонациональная дружба народов СССР и рельефный портрет Сталина в окружении знамен. Любимая тема — изображение танца. Создала серию (1934—1937) из семи скульптур на тему балетов «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта», «Египетские ночи». Исполнила для Ломоносовского фарфорового завода (1950-е) серию статуэток «Гирей сидящий», «Гирей с плащом», «Зарема с зеркалом», «Зарема с кинжалом», «Мария с шарфом», «Мария сидящая». Часть выполненных в фарфоре статуэток позднее была повторена в чугуне. Скульптуры «Зарема — балерина Каминская», «Майя Плисецкая в танцах персидок», «Испанка с веером» с большим успехом тиражировались (конец 1950-х—1980-е) в Каслях и Кусе.