Четверг, 18.04.2024, 17:55
Профессиональный форум для коллекционеров -
фарфора , стекла и др.(Определение подделок!)
Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Возможно коллекционер | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Lars, NatVit  
Для коллекционеров настоящего Советского фарфора и стекла! » ПЕРСОНАЛИИ (Советский фарфор, керамика, фаянс ит.д.) » СКУЛЬПТОРЫ » Шурига Пелагея Николаевна (1900-1980)
Шурига Пелагея Николаевна (1900-1980)
NatVitДата: Вторник, 27.05.2008, 20:28 | Сообщение # 1
Прекрасный человек
Группа: Модераторы
Сообщений: 337
Статус: Offline
Шурига Пелагея Николаевна
(1900-1980)
Скульптор, художник.
Родилась в Харькове в семье железнодорожного служащего. После окончания Харьковского художественного училища в 1919 году поступила в частную скульптурную студию Э. А. Блох (1881 – 1943), ученицы О. Родена, только что приехавшей из Парижа. В своей автобиографии Пелагея Николаевна писала, что в студии Э. А. Блох делала портреты с фотографий вождей – Лассаля, В. И. Ленина, Розы Люксембург, Карла Либкнехта, Карла Маркса.
В 1921 – 1922 гг. училась во ВХУТЕМАСе в Москве в мастерской А. М. Лавинского (1893 – 1968). Прожив год в Москве, Пелагея вернулась в Харьков.
В 1922 году П. Шурига переехала в Петроград. Привезенные из Москвы учебные рисунки показала А. Т. Матвееву (1878 – 1960), находившемуся тогда на пике творческой активности и очень популярному мастеру скульптурного жанра. Работы понравились, молодая художница была принята на второй курс скульптурного факультета Академии художеств в мастерскую А. Т. Матвеева. Сохранилось даже несколько работ времен «матвеевского периода», например, «Этюд женской головы» (1925), рисунок обнаженной натурщицы (конец 1920 – х гг.).
Первые опыты с фарфоровой массой Пелагеи Николаевны датируются 1930-ми годами – художница вылепила и расписала по глазури небольшую скульптуру женщины с запеленатым ребенком на коленях. В настоящее время эта работа находится в ГРМ (СПб).
В 1929 году П. Н. Шурига пришла работать на Ленинградский фарфоровый завод, где стала сначала делать модели фарфоровых зубов, потом проводила общественную работу по антирелигиозной пропаганде. В 1936 году по приглашению Р. Ф. Вильде (1867 – 1937) согласилась на должность заведующей Музеем фарфора при заводе. Отгородив ширмой, по ее воспоминаниям, небольшое пространство в своем помещении, обустроила первую маленькую мастерскую (полноценная мастерская у скульптора появилась только в середине 1950 – х годов). В период с 1936 по 1939 год скульптором была исполнена серия портретов окружающих ее на предприятии коллег – художника А. В. Воробьевского, директора завода И. Т. Родина, уборщицу Богданову, несколько охранников, рабочего горного цеха Бушлякова.
В 1937 – 1938 гг. П. Н. Шурига получила государственный заказ на фигуру «Девочка – пионерка Азербайджана» для Аллеи пионеров в лагере «Артек» (Гурзуф). На заказ были выдвинуты скульпторы – матвеевцы (ученики А. Т. Матвеева) – Н. Ш. Могилевский, Б. Е. Каплянский, А. Л. Малахин и другие, но Совет выбрал разработку Пелагеи Николаевны. «Пионерку» одобрил и Н. М. Суетин (1897 – 1954), попросив Пелагею Николаевну сделать две фигуры в различных размерах, а директор ЛФЗ И. Т. Родин пообещал отлить фигурку, даже если та не понравится.
Во время Великой Отечественной войны П. Н. Шурига, как и семья Данько, была эвакуирована на Урал, в Ирбит, куда отправили экспонаты Музея фарфора ЛФЗ. В этот нелегкий период - с 1942 по 1943 год - Пелагея Николаевна создала два цикла - «Малые» и «Большие обнаженные», прототипом которых стали «каменные бабы» (каменные «венеры»), которые привлекали художницу еще в 1930 – е годы.
После войны П. Н. Шурига вернулась в Ленинград, оставила должность заведующей Музеем фарфора, много работала в фарфоре – миниатюра «Разговор. Офицер с девушкой» (1945), фигурка трамвайной кондукторши, портрет работницы Балтийского завода Козловой (1946) и др.
В 1950 – е гг. в творчестве художницы наступил период «дежурных» портретов передовиков производства и людей, чьи имена ассоциировались с событиями фестиваля 1957 года. В 1958 году Шурига создает скульптурные портреты Леночки Ватагиной, скульптора А. А. Киселева (ЛЗФИ).
Пелагея Николаевна Шурига работала в скульптуре, малой пластике, рисовала в технике акварели, пастели – пейзажи, обнаженную натуру, портреты, освоила технику литографии. Не могло не сказаться обучение в мастерской Матвеева – изображение обнаженной натуры – в серии «Отдых» и «Пляжные», крупные рельефные композиции, скульптура в натуральную величину «Мать с ребенком» (1960 – 1970-е гг.), лежащая обнаженная девушка (начало 1970 – х гг.), бутыль в виде обнаженной женщины (1974) и др.
Пелагея Николаевна Шурига являлась постоянным участником ленинградских и всесоюзных выставок. Первая выставка художницы состоялась в 1943 году в театре Ирбита. В 1965 году прошла ее вторая персональная выставка в залах Ленинградского Союза художников.


Только время принадлежит нам.

Сообщение отредактировал NatVit - Суббота, 31.05.2008, 10:30
 
Для коллекционеров настоящего Советского фарфора и стекла! » ПЕРСОНАЛИИ (Советский фарфор, керамика, фаянс ит.д.) » СКУЛЬПТОРЫ » Шурига Пелагея Николаевна (1900-1980)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Collection

Участник конкурса Золотой сайт Клуб Нумизмат | TOP 100 Каталог популярных сайтов Россия Топ 100 - Russian Top 100
Copyright ussr-farfor © 2024